Описание
и. Как и «Реквием» Ахматовой, это
произведение было написано по заказу. В июле 1791 года к Моцарту приехал человек в черном и заказал
заупокойную мессу. В это время Моцарт уже был тяжело болен. На вопросы
друзей, над чем он работает, он отвечал, что к нему приходила его
смерть, и по ее заказу он пишет реквием для себя. Реквием— католическая заупокойная молитва. В нем предстают картины
Страшного Суда, грозной кары, ниспосланной грешникам, мольбы их о
спасении. Но «Реквием» Моцарта глубоко человечен; сердечнейшая лирика
сочетается в нем с огромным драматизмом. Страдания человека, его
отчаяние и надежда, боль и муки— вот основное содержание музыки. Requiem aeternam («Дай им вечный покой...») —вступительная молитва.
По ее начальным словам название «Реквием» получила и вся заупокойная
месса. Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: «Почто меня оставил!» А матери: «О, не рыдай Мене» Эти строчки из «Реквиема» Ахматовой выражают основную идею
произведения Моцарта. Заключительная часть «Реквиема» Моцарта— «Lux aeterna» («Свет
вечный») — мольба о даровании вечного покоя. Это радостный и светлый
мотив, идущий от преисполненного надеждой сердца. Надеждой на блаженство, на вечную жизнь в раю. Анна Ахматова же наоборот, не хочет этого. Она просит поставить ей
памятник, чтобы не забывать ужасы этой жизни. Чтобы она и люди помнили об
этом и после ее смерти. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь, Забыть, как постылая хлюпала дверь И выла старуха как раненый зверь. Анна Ахматова боится забыть это все, потому что в данный момент это—
смысл ее жизни. Чтобы не прожить жизнь зря, чтобы оставить память о себе
и о своем времени в сердцах людей, она обращается к мотиву памятника. 7. Тему Памятника развивает вторая, заключительная часть «Эпилога». Эта
тема хорошо нам известна по Державину и Пушкину. Но в «Реквиеме»
Ахматовой она приобретает совершенно иной— глубоко трагический— облик и
смысл. Пушкин в своем стихотворении «Памятник» говорит о вечности поэзии. Его
памятник воздвигается не столько потомством, сколько самим поэтом,
ежедневно, ежечасно, каждой написанной им строкой. Центральная идея этого
стихотворения— память народа и оценка трудов поэта: «К нему не зарастет
народная тропа». То есть «Памятник» Пушкина— это памятник его Музе. У Анны Ахматовой— все по-другому. Она просит поставить себе памятник
у Тюремной Стены. Значит, это памятник не Ахматовой, не ее музе, а
памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы.
То есть опять рамки поэмы раздвигаются. А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем— не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Эти два стихотворения, написанные в разные эпохи, все же близки друг
другу. В своем «Памятнике» Пушкин говорит: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал,