Описание
ЧТО ТАКОЕ ИКОНОЛОГИЯ.
Текст книги "Мир как икона Божия" размещён ниже частями или можно найти по ссылке: https://docs.google.com/document/d/16_egYTQn6wMlXZSyEJo767-g1goHLSih/edit#heading=h.gjdgxs
«Иконология» - это в переводе с греческого учение об образах. Именно в таком смысле и представляется наиболее правильно и удобно использовать этот термин. Причём в этом случае речь идёт не только о святых изображениях, созданных человекам, а об образах вообще, о всех образах, существующих в тварном мире. И как бы ни были замутнены или искажены эти образы в твари, всё равно и они, как и всё в тварном мире, имеет своим началом Бога, и вне Бога нет ничего, что имело бы начало в чём-то ином. Стало быть, и они происходят от высших Божественных Первообразов. Но как? И что происходит с ними в созерцаемом нами тварном мире? Вот именно это и призвана изучать иконология.
Итак, представляется, что термин «иконология» настолько идеально подходит для нашей цели, что лучшего, пожалуй, ничего и не придумаешь. В этом смысле как учение об образах и структурах тварного мира в свете Божественного откровения мы и будем использовать его в дальнейшем, оставив термин «иконоведение» для исследования собственно святых икон.
Весь Божий мир предстанет перед нами как некая Божия икона, хотя, как мы уже говорили, далеко не все образы в нём столь же чисты и столь же ясно отображают Первообразы, как те святые иконы, на которые обращается молитвенный взор верующего в храме Божием или в святом углу его жилища.
Предлагаю вашему вниманию книгу "Мир как икона Божия"
В книге содержится иконологический метод рассмоторения окружающего нас мира. О том, что человек, и не только человек, но и всё творение Божие, являются Божественной иконой, Церковь говорила всегда. Об этом писали многие святые отцы. Иногда, даже весьма грозно, по отношению к тем, кто не видел в сущностях тварного мира иконического отображения высших Божественных Первообразов.
Святой Максим Исповедник писал: «прокляты те, которые не научились постигать из сущих (тварных реальностей — В. К.) Причину и природные свойства этой Причины (т. е. Творца — Бога — В. К.), то есть Силу и Божество. Ибо тварь взывает своими делами и как бы возвещает тем, кто обладает духовным слухом, собственную Причину, троично воспеваемую, то есть и Отца, и неизреченную Его Силу, и Божество, то есть Единородное слово и Духа Святого. (Творения преподобного Максима Исповедника, «Мартис», 1993, кн. 2, с. 47).
То есть Бог и как Причина сущего и Его природные свойства и прежде всего троичность, раскрываются при взгляде на творение как на икону. Раскрываясь в творении природные свойства Божественных Ипостасей освещают его светом истины.
Рассмотрению мира мира как иконы Божией в том числе в конкретных проявлениях и применению иконологического метода для опознания духовной окачественности тварных реальностей — истинная ли это икона или подверженная искажению и несовершенству — этому и посвящены материалы, содержащиеся в этой книге.
Что же даёт нам иконическое видение мира? Во- первых, воспринимая всё сущее как икону Божию, мы воздаём хвалу и благодарение Творцу всего сущего.
Иконология помогает понять смысл различия, особенностей разных людей, народов, культур, учений… Этим расширяются возможности понимания между людьми и культурами, помогают увидеть в другом образ Божий по-другому явленный.
Сопоставление тварных образов с догматическим учением Церкви о Боге и Христе, о вечных Божественных Первообразах позволяет судить о том, насколько истинными или искажёнными являются образы и структуры тварного мира.
В конечном счёте, иконология ведёт к «цельному знанию», гармонично сочетающему Божественное Откровение и светскую культуру.
Книгу можно найти по ссылке: https://docs.google.com/document/d/16_egYTQn6wMlXZSyEJo767-g1goHLSih/edit#heading=h.gjdgxs